Aviation EXplorer,
30 апреля 2021 г.
Кабачник Илья Николаевич: Рынок авиастрахования – жесткой посадки пока удаётся избегать (окончание) 1445 просмотров
«АльфаСтрахование» в числе первых начала страховать авиапассажиров от различных рисков и запустила сервис моментальных выплат на случай задержки рейса. Насколько масштабен этот рынок сегодня и как Вы оцениваете его потенциал?
В 2019 году нашими услугами по страхованию пассажиров воспользовались 5 млн человек. На наш взгляд, это довольно серьезный рынок. При этом это пока лишь часть от нескольких десятков миллионов граждан России, ежегодно пользующихся услугами авиационного, железнодорожного, автобусного транспорта и заинтересованных в качественных услугах по страхованию.
Сегодня наша работа по страхованию пассажиров – практически на 100% ведется в онлайне. Пассажир покупает полис онлайн, а при страховом случае заполняет электронную форму на сайте или в мобильном приложении, и все необходимые документы пересылает по электронной почте. Возможность позвонить по телефону или приехать в наш офис есть, но мало кто этим пользуется, это скорее исключение из правил.
Что касается новых продуктов, задержка рейса, потеря стыковки – это, безусловно, не катастрофа, но это серьезное неудобство, стресс для человека, поэтому наша работы в этом направлении – это, прежде всего, сервис. И наш продукт с моментальными выплатами при задержке рейса – это еще один важный шаг в направлении развития удобных онлайн-сервисов для пассажиров.
Это разновидность параметрического страхования, которое активно развивается сейчас и в Европе, и в США, и, особенно – в Китае. На начальном этапе мы запускали этот проект совместно со стартапами, чтобы ускорить реализацию сервиса. Проект стартовал в 2018 году, мы тиражировали сервис для своих многочисленных партнеров, а во второй половине 2020 года наконец перешли на полностью собственное решение «Моментальная выплата 2.0», еще более автоматизированное. И если на старте среднее время ожидания клиентом компенсации могло составлять около трех часов, то сегодня – 2 минуты 6 секунд. И это гораздо больше похоже на наше изначальное представление о том, как должен работать сервис.
Главная идея в том, что поскольку полис продается онлайн вместе с билетом, значит, и урегулирование должно быть электронное, бесконтактное и автоматизированное. Клиента важно освободить от сбора документов, ведь система сама знает, от чего он застрахован и получает сведения о задержках рейсов. Как только она фиксирует, что вылет рейса клиента существенно задержан (сейчас порогом является задержка на 3-4 часа, но в дальнейшем мы будем работать над его снижением), страхователь автоматически получает уведомление о том, что ему положены деньги.
И на первых этапах мы столкнулись с тем, что люди, получая наши смс о положенной выплате из-за обилия смс-мошенников, опасались вводить какие-либо данные. Сообщение выглядело примерно так, как выглядят смски, которые сегодня уже в детском саду учат ни в коем случае не открывать: «Вам прислали тысячу рублей, чтобы получить, нажмите сюда и введите свои данные». Сейчас мы этот сервис доработали, и количество подтверждений выплат заметно возросло.
Нам важно получить подтверждение личности, после этого процесс выплаты действительно инициируется и полностью автономно и автоматически производится страховщиком.
Я верю, что такие продукты – это завтрашний день страхования. Они возможны в самых разных розничных видах, ведь мы живем в мире, где информация свободно обращается. Сегодня наш сервис вызывает восторг у людей, нам пишут приятные отзывы, которые нас очень мотивируют. Бывают и неприятные, например, пишут, что «мало заплатили», это есть всегда, но положительных отзывов подавляющее большинство.
Ситуация, когда страховая компания сама (!) предлагает деньги, повергает наших сограждан в радостное изумление. Только за одни выходные рекордного снегопада в феврале, когда было отменено множество рейсов, мы произвели порядка полутора тысяч моментальных выплат (не рассмотрели обращений, а именно произвели выплат). Метеослужба сообщила, что за день выпала месячная норма осадков, и мы за тот же день выплатили месячную норму возмещений, все логично.
В разных жизненных ситуациях мы все больше полагаемся на смартфон, в путешествиях это особенно актуально. Поэтому логично, что наши страховые сервисы для путешественников также перемещаются в онлайн, в мобильные приложения. Очевидные направления, над которыми мы сейчас активно работаем, – это, например, использование телемедицины как альтернативу классического ВЗР. Зачем звонить в ассистанс и ждать, пока вас запишут к турецкому доктору, если можно в течение 10 минут связаться с квалифицированным врачом? Тем более, если вы в поселке Рыбачье, где и врача-то никакого нет, а надо ехать час в Алушту, где в плане медицины тоже не совсем Швейцария.
А страхование от потери багажа? Какие перспективы здесь для развития?
Для потери багажа в будущем вполне реализуема та же схема, что и с задержками рейсов. Авиакомпания, безусловно, знает, что что-то пошло не так, раньше, чем пассажир. Вы еще полны надежд, стоя у карусели в ожидании багажа, а база данных авиакомпании прекрасно знает, что ваш багаж так и не улетел из Москвы. Однако пока что проблема в том, что эта информация есть только внутри авиакомпании, нет единого источника данных для разных авиакомпаний, нет возможности снаружи подключиться и получать сведения из систем авиакомпаний. Очень хорошая тема – радиометки для багажа, но пока это дорого. При этом они могли бы позволить в любую минуту выяснить, где находится багаж, но для этого система должна заработать сразу везде, необходимо оснащать каждый аэропорт, а с прибылью у воздушного транспорта и так проблемы. Впрочем, если система заработает, мы готовы сразу к ней подключиться, и тогда страховая компания будет узнавать об убытке раньше, чем пассажир, потерявший свой багаж.
Если говорить о глобальном рынке, как разворачивается тарифная ситуации на глобальном рынке авиационного страхования и перестрахования? Укрепился ли тренд на повышение тарифов и сокращение доступной емкости?
Тарифы на глобальном рыке росли в 2019 году, росли в 2020 году и продолжают расти сейчас. Это касается всех трех основных секторов авиационного страхования: авиакомпаний (где мировая премия составляет до 2 млрд долларов в год), производителей авиатехники, туда же попадает ответственность наземных, обеспечивающих служб, поставщиков запасных частей, аэропортов, управления воздушным движением и т.д., где объемы премий меньше (до 1 млрд), но гигантские лимиты ответственности, и general aviation, по русской терминологии это «авиация общего назначения», это вообще все, что летает (вертолеты, региональные самолеты и аэротакси, деловая авиация, частная малая авиация вплоть до дельтапланов, воздушных шаров и дронов). В общем объеме в мире это много – более 3 млрд долларов премий, но точнее оценить нельзя, поскольку этот сегмент очень фрагментированный. И если крупные риски хорошо видимы в перестраховании, то эти – размазаны тонким слоем и плохо видны в статистике. По всем трем сегментам ценовая ситуация была неудовлетворительная и нужно было двигаться вверх. По авиакомпаниям, как мы уже обсуждали, дополнительная проблема заключалась в том, что, несмотря на повышение тарифов, фактическая премия снизилась из-за ковидного кризиса.
На фоне роста тарифов прекратился уход игроков с рынка авиастрахования, который был довольно заметен в 2016-1018 годах и даже в начале 2019-го. Видя, что тарифная ситуация исправляется, некоторые крупные игроки занимают более агрессивную позицию, увеличивают доли участия. То есть сокращения емкости в 2021 году мы не ожидаем. Это означает, что рынок находится уже в более стабильном состоянии. Но только – очень важно оговориться – при условии отсутствия новых крупных убытков!
Событие, точнее, события, которые самым серьезным образом повлияли на рынок авиастрахования – это катастрофы двух самолетов Boeing 737 MAX в 2018-19 годах в Индонезии и Эфиопии, за которыми последовала остановка эксплуатации этой модели и расследование, которое быстро выявило вину разработчика и открыло дорогу для многочисленных исков против компании Boeing. Не буду уходить в юридические тонкости урегулирования с участием американских адвокатов – это тема для отдельной статьи, но в целом Boeing продвигается по пути урегулирования этих претензий. При этом у Boeing есть страховка ответственности, и большая часть претензий, которая защищает их в случае предъявления претензий от пострадавших, удовлетворяется как раз за счет этой страховки. В октябре 2020 года, была озвучена цифра текущего резерва, согласованного страховщиками Boeing – это примерно 2 млрд долларов (оба события проходили в один полисный период и не исчерпали лимит по полису, выше 2 млрд). Это очень большая сумма. Это больше, чем заплатили авиационные страховщики и перестраховщики после теракта 11.9.2001 с четырьмя угнанными самолетами. Напомню, что совокупная годовая премия всех производителей, аэропортов и т.д. во всем мире составляет меньше 1 млрд.
Поскольку это одно событие, индивидуальный крупный убыток, в котором участвуют несколько страховщиков на базе сострахования, то основная нагрузка пришлась на перестраховочный рынок. Это означает несколько десятков или сотен миллионов с каждого крупного перестраховщика. Если оценивать весь рынок перестрахования авиационных рисков в мире, точнее, рынок эксцедента убытка в авиации, то объем входящих премий перестраховщиков составлял около 170 миллионов. На этом фоне убыток в 2 миллиарда выглядит впечатляюще, поэтому перестраховщики быстро пересчитали свои модели и повысили расценки. Это происходило в 4 квартале 2020 года, соответственно, у главных авиастраховщиков стоимость перестраховочной защиты сейчас существенно выросла, пусть не в 3 раза, но на 30-100%. Этот рынок всегда работает исключительно в реактивном режиме и на каждый большой убыток реагирует обязательно. Эффект роста стоимости перестраховочных программ мы еще увидим, он будет продолжать давить на рынок. В 2021 году этот тренд точно будет работать, а что будет дальше, зависит от того, будут ли еще убытки. Ситуацию следует характеризовать как неустойчивую, реакция на крупные убытки гипертрофирована. Это плохо для страхователей, но это неизбежная расплата за много лет мягкого рынка, когда каждый страхователь считал ежегодное снижение тарифа само собой разумеющимся правилом.
Что происходит в России? Безусловно, авиационное страхование в высокой степени зависит от зарубежных перестраховочных рынков, и повышение тарифов там не может не отражаться здесь. Однако насколько наши коллеги – российские страховщики – способны к самостоятельным действиям в сторону повышения тарифов – это большой вопрос. Взгляд руководителей страховых компаний на авиационное страхование, в принципе, такой же, как на корпоративное страхование в целом, и сводится, прежде всего, к борьбе за долю рынка. Учитывая состояние дел в авиации, такой взгляд не назовешь дальновидным. Видимо, страховщики считают, что сначала рынок должен стать совсем убыточным, а потом уже надо на это как-то отреагировать. Я не согласен с такой логикой и считаю, что, если тенденции понятны, можно и нужно реагировать заранее. Но этого не происходит, мы по-прежнему находимся в плену старой парадигмы: «Любой корпоративный бизнес – это очень прибыльно, главное – застраховать что-нибудь, и все сложится». Это давно не так и не только в авиации, но многие наши коллеги продолжают жить именно по этому принципу.
У нас в компании авиационное направление выделено в отдельный блок, и это практически уникально для российских компаний. В основном у российских страховщиков авиакосмическое страхование находится внутри корпоративного блока, поэтому они по-прежнему борются за доли рынка, хотя в нынешней ситуации разумнее сосредоточиться на прибыльности.
Ярким примером является Сбербанк, заявивший о планах развития корпоративного страхования и намерении «войти в число лидеров», при этом слово «прибыль» вообще не упоминается. Это контрпродуктивный подход – независимо от того, займут они вожделенную долю или нет, результат для рынка в целом будет плохой, время для передела рынка выбрано крайне неудачно.
Интересно на этом фоне смотрится позиция РНПК. Она практически прямо противоположна, перестраховщик не стремится наращивать объем по страхованию авиарисков. Компания, которую исходно можно было меньше всего заподозрить в чисто рыночных подходах, ведет себя абсолютно коммерчески – не хочет нести убытки и проводит селекцию рисков, доказывая, что стратегия добывания изюма из булок вполне реализуема.
Как на рынок космического страхования повлияла позиция РНПК по ограничению приема таких рисков по российским запускам?
Мы были бы очень рады, если бы РНПК играла более заметную роль на рынке космического страхования России. Для этого нужна стабильная тарификация на разумно длительный период – минимум на год, а лучше на более длительный срок. Вместо этого мы видим, что РНПК занимает очень осторожную позицию, сопровождаемую частой сменой подходов к участию в крупных российских рисках.
В конце 2018 года РНПК сделала заявление, что не будет страховать российские запуски, потому что аварийность слишком высока. Дальше госкорпорация «Роскосмос» и российские страховщики справлялись уже сами, без емкости РНПК. С этого момента, кстати, в России не было ни одного аварийного запуска. А РНПК, отказавшись поддерживать российские риски, принимала риски из-за рубежа, в том числе из Китая, и вновь получила убытки.
Далее с 2019 года Роскосмос по настоятельной рекомендации страховщиков поменял свой подход к размещению страховых программ и выбору страховщиков, перейдя к размещению не отдельных запусков, а пакетов более-менее однородных рисков для того, чтобы заблаговременно зафиксировать условия страхования и перестрахования. Иностранные перестраховщики приветствовали такой подход. А РНПК вновь выступила с особой позицией, отказавшись подтверждать условия перестрахования на пакеты запусков, но при этом, требуя, чтобы страховщики предлагали им каждый риск по отдельности в рамках обязательной цессии. Таким образом, рассчитывать на поддержку РНПК при планировании работы мы сейчас не можем, а требование обязательного предложения доли по каждому запуску является скорее обременением, а не помощью. А риски, кстати, в этом году по суммам очень большие, и есть несколько контрактов, где емкости РНПК очень бы пригодились.
Но непредсказуемость, внезапность и загадочность противопоказаны в перестраховании. РНПК пока не выступает в роли коренника в упряжке страхования государственных программ.
Как, на Ваш взгляд, будет в дальнейшем развиваться ситуация в страховании космических рисков в России и за рубежом?
В течение последних двух лет в России довольно благоприятная ситуация по космосу, были убытки, связанные с отказами аппаратов на орбите, но не было неудачных запусков. Роскосмос находится в открытом диалоге со страховым рынком, мы понимаем, что они делают и к чему стремятся в своей страховой политике. Наша оценка уровня взаимодействия с Роскосмосом сейчас неизмеримо выше, чем несколько лет назад. Безусловно, бывают и сложные вопросы как с Роскосмосом, так и с брокером «РК-Страхование», но эти вопросы решаются в рабочем порядке.
До 2018 года международный рынок страхования космических рисков работал с прибылью, убытков было мало, и российские программы с постоянными неудачами выглядели явной паршивой овцой. На фоне непрекращающихся убытков количество страховщиков, заинтересованных в российских рисках постоянно уменьшалось, тарифы росли и в разы превышали тарифы для запусков европейских, американских и китайских носителей, которые в свою очередь постоянно снижались. При этом с 2012 по 2018 год мировой объем премий сократился вдвое – с $ 900-1,000 млн до $ 450-500 млн – как результат снижения тарифов в сочетании с невысоким количеством страхуемых запусков.
Череда убытков в 2019 и 2020 годах на фоне низкой премии радикально изменила рыночную ситуацию. С рынка стали уходить крупные игроки: в 2019, осенью 2020 года – AIG. В январе 2021 года стало известно об очередном крупном убытке – аномалии спутника SiriusXM7, запущенного в конце 2020 года. Страховые компании сразу зарезервировали полную страховую сумму, так как надежды, что все исправится, невысоки, и это 250 миллионов долларов – почти половина годового мирового объема премий этого рынка. С 2019 года тарифы для зарубежных пусков уже выросли более, чем в два раза, но перестраховочный рынок остается и продолжит оставаться достаточно жестким, тарифы снижаться не будут. На фоне хорошей статистики в России и убытков в мире в целом тарифы для России остаются на стабильно высоком уровне. Ситуация в целом неустойчивая, и один крупный убыток может привести к дальнейшему оттоку перестраховочной емкости. Поэтому смотрим, что будет дальше. Думаю, в 2021 году рост тарифов в мире продолжится, а по российским рискам тарифы останутся стабильными при условии, что не будет крупных убытков.
Каковы Ваши прогнозы развития ситуации на мировом и российском рынках страхования авиакосмических рисков?
И в авиации, и в космосе рынок страхования далек от устойчивого состояния и далек от стабильной прибыльности.
Про космос мы уже поговорили, в авиации ситуация осложняется сложностью прогнозирования рынка авиаперевозок.
По аварийности прогноз тоже сделать невозможно, мы надеемся на лучшее, но все наши опасения в части безопасности полетов в РФ остаются в силе. Систематической работы по повышению безопасности полетов в нашей стране нет, а сама по себе ситуация улучшаться не будет. Так что будем считать, что мы останемся примерно при том же уровне аварийности, что и в последнее десятилетие, то есть значительно хуже, чем в среднем в мире.
В части страховых премий, если брать за отправную точку 2020 год, то мы, по совокупности факторов, ожидаем, наверное, некоторого роста сборов. Но это может быть сильно сдемпфировано экономической ситуацией, снижением платежеспособности авиакомпаний, это серьезный риск. Аэрофлот никуда не денется, но не все компании смогут пережить этот кризис. Если бы не этот фактор, мы бы уверенно говорили о росте премий, потому что тарифы растут, а объемы перевозок во 2-4 квартале меньше, чем годом ранее, уже не будут (в отличие от 1 квартала, где в 2020 году еще было все нормально).
Прошлогодний период изоляции мы использовали для работы над новыми продуктами, прежде всего в онлайн услугах для авиапассажиров, мы видим, что спрос на эти продукты есть, и мы будем дальше наращивать свои усилия в этом направлении. Так что ни ракеты, ни самолеты, ни пассажиры без страховки не останутся.
Страхование сегодня
Вся пресса за 30 апреля 2021 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Перестрахование, Брокеры, Технологии, Новый страховой продукт, Выплаты, За рубежом, Авиационное страхование, Космическое страхование, Кризис и страхование, Хайтек и инновации
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
22 ноября 2024 г.
|
|
SecurityLab, 22 ноября 2024 г.
Что защитит защитников? Новый подход к страхованию для CISO
|
|
ТАСС, 22 ноября 2024 г.
Комитет ГД одобрил законопроект о штрафе за повторное управление авто без ОСАГО
|
|
Российская газета онлайн, 22 ноября 2024 г.
Как получить налоговый вычет за страхование жизни и какие документы нужны? Разбираем нюансы
|
|
Известия онлайн, 22 ноября 2024 г.
Названы регионы РФ с самыми аварийными водителями
|
|
РБК.Ростов, 22 ноября 2024 г.
Четверть застрахованных посевов Дона в 2024 г. пришлись на «Росгосстрах»
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Предлагаемые надбавки к капиталу за ископаемое топливо не повлияют на рейтинги европейских страховщиков: Fitch
|
|
NEWS.ru, 22 ноября 2024 г.
Стало известно, как застраховать имущество от падения беспилотника
|
|
ГТРК Алтай, Барнаул, 22 ноября 2024 г.
Больше 1,5 млн рублей ущерба понесли страховые компании от действий барнаульских автоподставщиков
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
ACORD представляет стандартизированное приложение по страхованию жизни для оптимизации отраслевых практик
|
|
РИА Новости, 22 ноября 2024 г.
«Мой экспорт» оформил 200 договоров страхования отсрочки платежа за год
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Страхование имеет решающее значение для ускорения финансирования мер по борьбе с изменением климата
|
|
rostovgazeta.ru, 22 ноября 2024 г.
Автоюрист Азаров рассказал, как быстро оформить ДТП в Ростове
|
|
Панорама Саратова, 22 ноября 2024 г.
Саратовские фермеры обсудили вопросы совершенствования агрострахования на круглом столе в Государственной Думе
|
|
Финам.Ru, 22 ноября 2024 г.
Инвестиционные доходы Группы «Ренессанс Страхование» должны увеличиться
|
|
ПРАЙМ, 22 ноября 2024 г.
Российским водителям рассказали о новом способе регистрации автомобилей
|
|
Коммерсантъ-Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двое жителей Прикамья подстроили ДТП для получения страховой выплаты
|
|
Бел.Ru, Белгород, 22 ноября 2024 г.
Баланин: В бюджете ФОМС предусмотрены объемы медпомощи по ключевым направлениям
|
 Остальные материалы за 22 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|